На все Божья воля?



Все ли происходящее в мире случается по воле Бога? Или есть место для случайных происшествий, которым Бог не повелел случиться? На это проливают свет следующие слова из Писания:
«Я снова оглянулся и увидел под солнцем, что не быстрые успешны в беге и не сильные — в битве; не у мудрых — хлеб, не у понимающих — богатство и не у знающих — благосклонность, но для всех время и случай». (Экклезиаст 9:11)
 Случайности бывают, а значит, не во всех событиях отражается воля Бога. Зная эту истину, я в течение лет не мог до конца понять, как с ней сочетаются слова из книги Плач Иеремии 3:37, 38:
«Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Синодальный перевод)
Риторические вопросы в такой форме как бы осуждают тех, кто верит в возможность случайных явлений. Понимается, что якобы не бывает того, чему Бог не повелел быть. Эта идея близка к фатализму, отрицает случайности и свободу выбора человека, а также возлагает на Бога ответственность за все зло и «несчастные случаи».

Не углубляясь в разбор этого стиха, я объяснял себе, что он справедлив только в узком историческом контексте книги - применительно к разрушению Иерусалима, которое действительно было выражением Божьей воли, а не случайностью. Но сравнив различные переводы, можно пойти дальше и сделать вывод, что мысль в СП выражена неточно. Вот для примера несколько версий стиха 37:

  • Кто может сказать и позволить произойти тому, чему Владыка не повелит случиться? (Восточный смысловой перевод, CARS)
  • Кто это говорит - и так и происходит, когда Господь не повелел этого? (King James Version, англ.)
  • Кто может сказать - и исполнится, если Владыка не повелит этому случиться? (Новый библейский перевод МБО)
  • Хто то скаже і станеться це, як Господь того не наказав? (Огиенко, укр.)
  • Кто же сказал, что должно произойти нечто, [если] сам Иегова не повелел? (NWT, англ.)

Тут нет никакого намека на полный контроль Бога над всеми событиями, стих вообще о другом. Вы заметили, в чем разница? В чем ключевая мысль?

Способность людей предопределять будущее противоставляется способности Иеговы делать это. Люди неспособны высказать пророчество и привести его в исполнение, если Бог замыслил иначе. При этом он может просто не вмешиваться и допускать события, не становясь их соучастником. Более того, если Бог уполномочил пророка предсказать нечто, и это исполнилось, такой пророк не должен приписывать себе слишком большую роль. Так, эти слова можно воспринимать как выражение смирения самого Иеремии, который стал свидетелем исполнения высказанных им же пророчеств.

_____________________________________________________
Притчи 19:21: ...В сердце человека много планов, 
но состоится то, что задумал Иегова.
_____________________________________________________

8 комментариев:

  1. спасибо Юрий! очень познавательно.

    ОтветитьУдалить
  2. Для начала следует учитывать при исследовании данной темы,что Иегова не вмешивается в дела этого мира,подчиненного сатане,за исключением проповеди и тех случаев когда дело касается его замыслов и служителей.
    Рассчитывать на защиту,руководство идущее через святой дух могут только посвященные служители.Но для этого одного крещения мало.Если общения, нет этот вопрос невозможно понять-это "лакмусовая бумажка" в вопросах веры по проверке кто на самом деле верующий,а кто нет,кто искренний служитель,а кто лицемер.

    ОтветитьУдалить
  3. Иегова занял такую позицию по отношению к миру что это приносит максимальную пользу его творениям.С одной сторны он не вмешивается в дела мира, с другой озвучивал и исполнял многие пропрочества. В итоге с одной стороны есть полная свобода действий в рамках спорного вопроса и предоставления независимости, с другой стороны исполнение пророчеств является не просто демонстрация способностей и не только укреплением веры в будущие обещания, но и заверение того что Иегова может контролировать любой вселенский мятеж, какой бы хаос в нём не воцарился,при этом соблюдая правила о невмешательстве!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Я под фразой "воля Божья" понимаю не всегда "так пожелал/желает Бог", а зачастую "так допустил Бог" на основе Матфея 10:29. Т.е. всё, что происходит, даже в мире Сатаны, ведомо Богу Иегове и Ему подконтрольно, и на всё произошедшее дается допущение стать/быть или ...не быть. Но в Библии есть и "воля Божья", как "так пожелал Бог", например, добрые события и успехи во благо народу Бога, Его замыслам. Так или иначе, но вряд ли пожелание Бога в том, чтобы были, например, несправедливость, изнасилования, разврат, но, вот, допущение этих проявлений со стороны Бога есть, и таковая воля Божья связана с другим важным аспектом, как решение спорных вопросов и т.д..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотя в Синодальном переводе в Матфея 10:29 говорится, что даже воробей не упадет на землю "без воли вашего Отца", в греческом тексте мы читаем просто "без вашего Отца". Да, он допускает и может быть осведомлен о чем-то плохом, но в этом нет его воли.

      Удалить
  5. Допускаются страдания младенцев и развлечения злодеев, живущих до глубокой старости, в сытости и тепле, в окружении детей и правнуков. Неужели нет справедливости в творении Бога?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!

      Ваши вопросы очень напоминают те, которые задал служитель Бога Иов, когда столкнулся с несправедливостью:
      Иов 21:7—15: ...Почему нечестивые продолжают жить, Живут до старости и своим богатством превосходят других?  Их потомство благоденствует с ними перед их лицом, Их потомки — перед их глазами.  Их дома мирны, не знают страха, И нет над ними розги Бога. [...] Они выпускают своих мальчиков, как отару, И их маленькие сыновья скачут и резвятся. Громко поют под бубен и арфу, Веселятся под звуки свирели. Проводят свои дни в благополучии И в одно мгновение сходят в шео́л. А истинному Богу говорят: „Отвернись от нас! Знание твоих путей не приносит нам радости. Кто такой Всемогущий, что мы должны служить ему, И какая нам польза от общения с ним?“

      Вопросы пророка Аввакума более поздних времен тоже очень похожи:
      Аввакум 1:3, 4: ...Почему ты даёшь мне видеть зло и смотришь на несчастье? Почему передо мной грабёж и насилие? Почему происходят ссоры и сеются раздоры? От этого потерял силу закон и справедливость никогда не одерживает победу. Так как нечестивый одолевает праведного, то и справедливость искажается.

      Бог не осуждает тех, кто задает откровенные и прямые вопросы, желая получить ответ. Отчасти ответы на такие вопросы можно найти в упомянутых библейских книгах. Сразу повторю, что в страданиях и несправедливости не выражается воля Бога. Но в самом начале истории человечества, в Эдеме, возникли серьезные причины, по которым Бог на некоторое время перестал контролировать события на земле. Неслучайно Библия начинается с описания этой истории. Если бы люди остались послушны Создателю, на земле исполнялась бы воля Бога и царила бы справедливость.

      Теперь можно выделить три основные причины несправедливости. Прочитайте, пожалуйста, подтверждающие отрывки из Библии:

      1) «время и случай», случайность (Экклезиаст 9:11, об этом я уже упоминал в статье);
      2) несправедливые люди (Аввакум 1:4; Иакова 1:14, 15);
      3) противник Бога, Сатана (Иов, главы 1-3; Бытие 3:1-5; 1 Иоанна 5:19)
      (Смотрите также эту статью).

      Серьезные причины, по которым Бог допустил такое развитие истории, детально обсуждаются в этой книге. Свободно можете задавать дополнительные вопросы по e-mail: sheetikoff@gmail.com.

      Удалить
  6. "Люди неспособны высказать пророчество и привести его в исполнение, если Бог замыслил иначе.", - хоршая мысль. Очень понравилась статья - кратко и метко. Иегова - Бог справедливости и милосердия. На примере вышепреведенного исторического факта,как и в других подобных событиях,хорошо видно,что,прежде чем наказать,Иегова:предупреждает заранее и неоднократно,давая возможность раскаяться; четко указывает причину; ясно говорит,как можно спастись,если наказание неотвратимо, или избежать его.

    ОтветитьУдалить

Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.