Предлагаем читателям минутку юмора — сатирические наблюдения на тему церковной жизни одного популярного автора «Живого журнала», священнослужителя, пишущего под именем Захара Зинзивера.


Ревнители православия — весьма прелюбопытное явление в Церкви. Адептов онаго (не православия, а ревнительства) можно не только бояться или поощрять, их можно классифицировать, сортировать, карикатурировать, мумифицировать (думаю, и такое возможно), и даже инсталлировать в музее восковых фигур мадам Тюссо.

Классический тип ревнителей — типиконщики. Это те убеждённые поборники богослужебного устава, которые считают, что соблюдение литургической полноты текстов позволяет переживать её наиболее правильно и полноценно, угождение Богу тем, что ты не сократил ничего ни на йоту — велие утешение для молитвенника-уставщика, который, надо отметить, честен даже перед самим собой и всякое сокращение в богослужении воспринимает с болью. На самом деле таких в природе очень мало и таковым долгое время был сам автор — поя канон на четырнадцать по библейским песням «Господеви поем» и «Поем Господеви», я был очень смущён, когда в одном из кафедральных соборов Сибири, в одной из самых строгих семинарий и при одном из самых строгих архиереев МП, пели на Всенощном бдении стихиры на «Господи воззвах» — первую из десяти и сразу — «Слава и ныне».

Преподаватели Литургики в оной семинарии искренне изумлялись, когда узнавали, что я служу канон на 14 с Библейскими песнями, один даже обещал меня навестить, послушать. Чаще же всего в приходской практике священник благословляет петь канон на 8, от силы, а вместо Библейских песен припевать новоделами, вроде «преподобный отче ****, моли Бога о нас» и пр.

Теперь же всяк мнит себя уставщиком, сокращая богослужение на одну кафизму и безжалостно режа стихиры по собственному злому умыслу. На таких я смотрю с сожалением, ибо они — самозванцы и никакие не типиконщики. Хотя, глупый выпендрёж катит трехколёсный велосипед впереди их самих. Иногда мне удавалось ставить таких на место, поэтому я всегда говорил: «Ты или служишь по уставу или служишь не по уставу, а промежуточных состояний не бывает. Служишь по уставу? Служи и малую вечерню, и великую, и повечерие с каноном, и полунощницу, и утреню рано утром, и часы с междочасиями, и на Литургии блаженны с песнями канона утрени. Или честно сознайся: я, мол, сокращаю…»

Второй тип ревнителей — патрологи. В чистом виде таковые встречаются довольно редко. Это учёные, независимо от того, имеют они учёные степени или нет. Они с упоением читают творения Святых Отцов и могут заткнуть за пояс любого церковного повесу, мнящего, что он знает Святых Отцов. Вот здесь и начинается различие между истинными патрологами и брехунами. Если первые достойны уважения, то вторые суть жалкие спекулянты, которые хотят поднять собственную оценку в глазах слушателей и самоутвердиться за их счёт. Зато, на каждом шагу эти жалкие паразиты печально вздыхают и то и дело повторяют: «Вот, Святые Отцы говорили…» Так и знай, мой добрый читатель: всяк, кто по делу и без постоянно вставляет в разговор эту фразу, болтун и тщеславное насекомое, мнящее себя восходящим уже на верхние ступени богоспасаемой Лествицы. В спорах они несносны. От них мертвечиной разит, словно от трупов, которые почему-то не благоухают, в подобие святых мощей.

Поэтому, услышав ключевые слова «Вот, Святые Отцы говорили…», добивайтесь продолжения: какие именно святые и что говорили, по какому поводу говорили, когда и в каких условиях они жили — ваш нравоучитель тут же поспешит испариться, как талая вода под лучами солнца. Хотя, с развитием интернета он попытается, ежели разговор ведётся форумный, быстро-быстро гуглить и копипастить, но это не значит, что он — знаток творений святоотеческих.

Третий тип ревнителей — любители старины. Это могут быть и историки, которые действительно что-то знают, а равно любители уснуть с книжицей в руках. Что отличает любителей старины — это особая и болезненная тяга к Домострою и всему, что связано с эпохой царя Иоанна Грозного, вплоть до Никоновской реформы книг. Чаще всего ревнители старины встречаются среди старообрядцев или тех, кто хочет быть на них похожим — но здесь, как раз, много градаций — вам может встретиться и Герман Стерлигов со своим взглядом на прошлое, и известный священник со своим ломанием баб через колено, и завсегдатаи «Русской народной линии», а также её незабвенные авторы и их читатели.

На чем основана основная доктрина любителей старины? На том, что при царях было лучше, крепостное право было благом для крестьянства и добрый царь-батюшка ещё воцарится и покажет всем «кузькину мать». Живут они в придуманном мире, а потому не будем над ними особенно потешаться — разные люди бывают и разные прибабахи, кого-то, например, звенящие кедры России манят, а кто-то отъявленный толкинист.

Четвёртый тип ревнителей — любители «преданий старцев». Тут полная архаика — «старцев» много пронеслось по небосклону последнего, особенно, столетия. Чего только они не предвещали, чем своих легковерных слушателей не пугали! Но самое главное — пророчества их как голливудские фильмы: чтобы было страшнее и непонятнее, мастера спецэффектов напускают туману и оттуда, едва ты только расслабишься, выскочит такая чертовщина, что ты готов будешь поверить во что угодно, лишь бы «старец» или «старица» не продолжали далее свой пугающий рассказ.

Иногда кажется, что у каждого «старца» и у каждой «старицы» есть персональный чорт в табакерке, чтобы пользоваться эффектом неожиданности и пугать время от времени легковерное и пугливое гусиное стадо поклонников. «Старцам» всегда нужен уход и деньги, поклонники и экзальтированные слушательницы, поэтому они выдумывают всё новые и новые «пророчества» или, немного подумав, выдают настолько очевидные вещи, что всякий голос критики в голове у старцезависимых поклонников умолкает.

Это феномен такой. Помните, как показывали выживающего из ума Б.Н.Ельцина по телевизору? Русский человек добр, он умеет сочувствовать. И вот смотрели мы на президента и говорили: «Ну ведь что- то говорит, значит ещё думает, не совсем ещё ку- ку…», и радовались тому, что имеем в лице незабвенного Е.Б.Н. Так и старцепоклонники. Тем более, что их учителя поймали тему, что называется, «за хвост»: вкупе с любителями старины, «старцы» любят пугать всех масонами, антихристом и происками его. Словно наши деревенские бабушки, которые доставали из своих хозяйственных сумок носовые платочки с замотанными в них прогорклым печеньем и подтаявшими карамельками и угощали нас, потчуют «старчики» своих чад байками про конец света и тема эта умрёт в один день со светом, поэтому бороться с их «пророчествами» дело бессмысленное, как и сами эти «пророчества».

Пятый тип ревнителей — повсюду православные. Эти, в лучшем исполнении, знакомы с канонами Церкви и догматическим богословием, денно и нощно стоят на страже их. Это, в большинстве своём, «охранители». Такие говорят часто: «Мы тут сохранили…» А что они сохранили? Традиции? Так традиции носят условный характер, какая нужда ссылаться на них, когда есть Евангелие, каноны Церкви — писаные правила, чины и положения? Но они знай твердят своё «сохранили», как заученную мантру. Как будто им какие-то тайные знания открыты, другим аутсайдерам неведомые…

Ну а в худшем исполнении представители этого сообщества — кликуши. Особенный страх у них вызывают слухи и измышления про предательство иерархов и заговоры масонов. Они, как и предыдущие две группы, особенно ненавидят католиков и, в частности, Папу Римского, а всякие инициативы православных Предстоятелей, Константинопольского ли Патриарха или Московского, принимают за предательство православия, ни больше, ни меньше. Своим иерархам «повсюду православные» готовы прощать всё- от жестокости и сребролюбия до содомских грехов, лишь бы не были озвучена пресловутая тема диалога с Престолом Рима. Ну это как у подопытной собаки Павлова, которая бежит себе, бежит, вдруг табличка «экуменизм» написана, в голове у Шарика сразу ассоциация, вроде известного «абырвалг»: «предательство- антихрист-конец света» и начинает бедная дворняга своё несвязное «гав, гав, гав!», а было ли что-то кроме табличек или нет, какая, мол, разница?! Знай, своё лает Шарик.

Поэтому представители этого типа ревнителей не по разуму любят ссылаться на то, что Москва — Третий Рим и последний оплот спасения на земле. Любые инициативы любого патриарха — от обсуждения с Ватиканом миграционных вопросов и безопасности христиан в Сирии и Африке — до темы экологии и биоэтики вызывают у Шарика подозрение и негатив.

Надо признать, что из трёх последних групп, эта наиболее зациклена на антихристе и с упоением ждёт его, словно бабка, которая «мечтает снова пережить налёт». Тема календарного богослужебного стиля, перевода богослужебных книг на русский язык (что не имеет к Ватикану никакого отношения), у них самая болезненная после римо-католиков. А еще эти три шестёрки… Короче, «кино и немцы»…

Шестой тип ревнителей — обрядоверы и лобызатели. Собственно, в люблении предметов церковного антуража ничего зазорного нет — все представители вышеперечисленных групп отметились в особенном чувстве к вещественным святыням. Но эта группа — больные на всю голову. Про них говорят: ПГМ — православие головного мозга, диагноз такой. Нахватавшись от всех вышеназванных единоверцев всего понемногу, эти впитали все страхи и все предпочтения. Они готовы с лёгкостью оплевать всё, что им кажется враждебным и всё облобызать, что им предъявят, как святыню.

Многочисленные очереди и стояния в надежде на одну хоть секунду прижаться губами к вожделенной «святыньке» перемежаются у них с самыми дикими суевериями и апокрифами. Представителям этой группы в огромных количествах нужна святая вода, маслице, земелька, сухарики, тряпочки, веточки, венчики и, хотя бы раз в год, чугунок на всю голову. Исповедуются они так часто, что священники, едва завидев их, впадают в депрессию. Генеральная исповедь — это тебе не лёгкая прогулка вдоль речки. Тем более, когда «генералить» их исповедь приходится каждый раз сызнова. Если их не лечить, болезнь запускается и усугубляется, страхи становятся навязчивыми, соскальзывание в следующую группу неизбежно.

Седьмой тип ревнителей — вуаля-одержимые. Этим обладателям мнительной совести и больной психики просто пастырского окормления и просто причащения недостаточно. Этим подавай всё, чем богаты прежденазванные товарищи и товарки: службу полным чином; Святых Отцов полным рылом; баню, лавку и розги по субботам; «к старчикам на отчитку»; страхования от бесов и антихриста по ночам; периодическую систему химических элементов Менделеева вкупе с душеспасительной водкой при осложнениях.

Кто кричит в храме на Херувимскую? Одержимые! Кого выворачивает наизнанку, когда прикладываются к чудотворной иконе? Их же. Кто скрежещет зубами и вращает очами? Кто выкрикивает хулы и бросается с кулаками, в лучшем случае, на священника? Они самые! А некоторых отцов вообще тупо зарезали, как ягнят на скотном дворе.

Но, всё же, им, одержимым, весьма комфортно в их роли. Они уже вошли во вкус, удивляя и пугая богомольцев. Вот её скрутило коромыслом, а она кричит, как выпь на болоте и одним глазиком за зрителями подглядывает: как, удалось впечатлить или нет? А потому с одержимыми лучше дружить, они как маркер, что здесь «свято место, хоть и пусто не бывает». Опять же, воспитательных ради целей: «Вот не будешь маму и батюшку слушаться, будешь как эта дурочка!..». К тому же одержимые в народе весьма уважаемы, они почти как блаженные, им открыто, что скоро всему кирдык и только батюшка/старец держит весь мир своими святыми молитвами на неведомой небесной оси.

Вот в такое непростое время, дорогие мои живём мы, многострадальные, по слову апостола Павла претерпевая от своих и от чужих 2 Кор 11: 26-27. И то хорошо! Апостол учит, такожде: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6.2). Потому, возлюбленные, потерпим на несмысленных наших галатах, да откроется перед взорами их истина, да покорятся истине, те, у которых перед глазами предначертаный Иисус Христос, как бы у нас распятый.

Кiev-orthodox.org

Теги: