Из письма Римлянам 10:12, 13 видно, что спасение зависит от того, призываем ли мы имя Иеговы (сравни Рм 3:29,
30). Если говорить о молитве, то для христиан с самого начала было привычно молиться Богу, Отцу Иисуса (Деян 4:24–30), в том числе о спасении
(Рим 10:1, 2) и продвижении благой вести (Рм 1:9; 15:30).
Что касается Иисуса, то о нем неоднократно говорится как о
том, чье имя* «призывали» верующие (Деян 9:14, 21; 1 Кр 1:2). Некоторым кажется, что речь идет о молитве. Так ли это?
Рассмотрим Деяния 22:16: «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав [ἐπικαλεσάμενος] имя Господа (Иисуса)» (СП; в более точных переводах — «…имя Его», но ясно, что речь идет об Иисусе).
Рассмотрим Деяния 22:16: «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав [ἐπικαλεσάμενος] имя Господа (Иисуса)» (СП; в более точных переводах — «…имя Его», но ясно, что речь идет об Иисусе).
Использованный здесь глагол эпикалео, переведенный русским «призывать», имеет значение гораздо
шире, чем «молиться», и может вообще не подразумевать молитву. Калькируя с
греческого, мы получим слово «называть»,
и, если бы переводчики использовали такой дословный перевод, они бы исключили
любые недоразумения. Согласитесь, что глагол «называть» гораздо меньше
ассоциируется с молитвой, чем «призывать».**
В каком же смысле христиане «называли имя (Иисуса)»? В Деяния
22:16 это прямо связывается с крещением, и многие библеисты считают, что
подразумевается некая ритуальная формула исповедания веры в Иисуса перед
крещением (см. комментарии Джеймисона-Фоссета-Брауна, Барнза, Гилла и
др.). Например, это могла быть фраза «во имя Иисуса Христа» (Деян 2:38) или «Иисус
есть Господь!» (Рм 10:9; 1 Кр 12:3; сравни Матфея 28:19). Так новообращенный «устами
исповедовал [веру в Иисуса] ко спасению» (Рм 10:10). Интересно, что у
современных Свидетелей Иеговы есть подобный обычай, когда они перед крещением
привселюдно отвечают на два вопроса, выражая в том числе веру в Иисуса как
искупителя.
В других случаях смысл фразы «называть… имя» Иисуса мог быть
еще шире. Возьмем Деяния 9:14, 21. Здесь сказано, что Савл преследовал
«называющих [ἐπικαλουμένους] имя» Иисуса. Мы знаем, что христиан
начали преследовать не за молитвы, а за то, что они «говорили об имени сем» и учили от этого имени (Деян 4:13, 14).
Естественно, имя Иисуса также «называлось» в любой молитве
христиан к Богу, так как все молитвы произносились «во имя» Иисуса (Иоанна 16:23, 24).
Итак, можно заключить, что «призывать/называть»
имя Иисуса означало не молиться ему, а с верой упоминать его при крещении, во
время проповеди и произнося молитвы «во имя» его. В подтверждение можно
привести комментарий The Interpreter’s Bible, где говорится, что
выражение «призывать имя Господа нашего... означает, скорее, не молиться ему, а
признавать его господство».
_____________________________________________
** В некоторых контекстах значение эпикалео — «взывать о защите к власть имущему», как в Деян 7:59 (объяснение этого стиха см. здесь). Учитывая, что в Римлянам 10:13 используется форма того же глагола, все сказанное в настоящей статье должно влиять на понимание того, что значит «призывать имя Иеговы».
См. также w94 15/12 с. 23–25, «Следует ли тебе молиться Иисусу?»
Иоан.16:23
ОтветитьУдалитьи в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
____
Сам Иисус учил, что после его вознесения все христиане должны обращаться только к Отцу - призвав его имя.
Еф.5:20
благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
____
Кол.3:17
И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
_____
Что все христиане и делали.