В Бытие 9:22, 24 говорится: «Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и, выйдя, рассказал об этом двум своим братьям»; «наконец Ной, протрезвев, проснулся и узнал, что сделал с ним его младший сын». Если Хам совершил такой нехороший поступок со своим отцом, то почему Ной проклял не Хама, а его сына Ханаана?
– Андрей, г. Краснодар.Прислано 03.01.2013
Ответ автора:
Прямого ответа в Библии не даётся. Однако, сопоставив этот отрывок (Бытие 9:20–27) с другими текстами Библии, можно сделать некоторые предположения.
Во-первых, из Бытие 10:6 следует, что у Хама было четыре сына. При этом Ханаан был младшим из них, а, значит, остальные к тому моменту уже тоже родились. Однако Ной не проклял никого из них, кроме Ханаана. И даже в стихе 9:22 Хам упоминается именно как «отец Ханаана».
Во-вторых, словосочетание «открыть наготу» в Библии чаще всего используется не в буквальном смысле, а в смысле совершения полового акта. На это указывают такие стихи, как Левит 20:11, 19–21 и Иезекииль 23:18, из которых следует, что «открывать наготу» означает «ложиться» (т. е. вступать в половую связь) и даже – в некоторых случаях – «заниматься проституцией».
В-третьих, стих 9:24 говорит, что Ной узнал, какой поступок сделал его «младший сын». Однако еврейское слово, переведённое в этом стихе как «сын», может означать также и «внук». Если обратить внимание на родословную, то точно неизвестно, был ли Хам младшим сыном Ноя (Бытие 5:32; 10:21). Однако Ханаан был младшим сыном Хама, и, следовательно, младшим внуком Ноя (Бытие 10:6). Поэтому вполне вероятно, что стих 24 указывает не на Хама, а на Ханаана.
Сопоставляя эти места Писания, можно предположить, что, скорее всего, Ханаан оказался виновным в каком-то извращённом половом деянии в отношении своего деда Ноя, который в тот момент был нетрезвым. Отец Ханаана, Хам, видимо, оказался свидетелем этого (т. е. он увидел не буквальную Наготу, а именно половой акт – совершающийся или закончившийся). Тем не менее, он не остановил своего сына Ханаана, не осудил и не наказал его, а вместо этого стал даже рассказывать о случившемся своим братьям. Поэтому Ханаан был проклят, а наказанием для Хама стало то, что его потомки были покрыты позором.
Другие два сына Ноя, Сим и Иафет, покрыли наготу отца, чем, очевидно, показали своё отвращение к содеянному. За это они были благословлены (Бытие 9:23, 26, 27).
Источники: «Сторожевая башня», выпуск от 01.01.04, стр. 31; «Понимание Писания», том 1, стр. 399, 400, англ.
На иллюстрации: Сим и Иафет покрывают Ноя, пятясь к нему спиной. «Опьянение Ноаха». Карло Сарачени, XVII век.