вторник, 20 октября 2015 г.

Религиозная нерелигиозность.




В наше время много людей считают себя религиозными. И в то время, как для одних людей религиозность сводится к посещению храмов или мечетей, то для других она заключается еще и в соблюдении определенных традиций и правил. Поэтому, если тех, кто просто посещает религиозные службы раз в месяц и сложно назвать религиозным, то человека, который постится несколько раз в году, соблюдает почти все религиозные праздники и ходит довольно часто в храм, назвать религиозным не просто, ведь он скажет, что тратит много времени и сил, живя в согласии с традициями и правилами своей Церкви. Ну что тут скажешь? В понимании религиозности той или иной Церкви, люди, следующие всем правилам этой Церкви, конечно будут считаться религиозными, но только той Церковью, правилам которой они следуют, независимо от того, библейские ли это правила или не библейские, или даже не нужные и абсурдные.

Таким образом, если в понимании Церкви не библейские обычаи будут считаться угодными Богу, то логично, что человек, соблюдающий эти обычаи и думающий, что они библейские, в понимании этой Церкви тоже будет считаться очень набожным и преданным Богу и этой Церкви. Причем интересно, что таких обычаев и традиций может быть очень много, даже больше, чем возможностей человека понять откуда эта традиция пошла, библейская ли она и нужна ли вообще Богу. Когда таких традиций и обычаев сотни, то естественно нормальный человек не будет разбираться откуда это все пошло, потому что так с ума можно сойти, пытаясь понять откуда корни всех этих обычаев и нужны ли они вообще. Это сложно, это требует пересмотра своих взглядов и своей веры, а значит второстепенно и не принципиально. Главное, это просто следовать, а Бог там сам как бы усмотрит.

Подобную позицию могут занимать многие религии, которые, как новогодняя елка, обвешаны сотнями религиозных традиций и праздников. Но далеко ходить не будем, а обратим внимание на главенствующую религию в нашей стране, то бишь православие. Если посмотреть количество праздников этой религии, ну хотя бы в Википедии, то мы увидим, что основных, или двунадесятых праздников 12, которым уделяется большое значение и призывается своих прихожан праздновать в обязательном порядке. Кроме этого есть недвунадесятые праздники, которых по количеству 5, и которым уделяется не меньше значение, чем основным 12, а также так называемые, средние праздники, которых 12 и которые связаны с наиболее почитаемыми православием, святыми. Всего наиболее основных праздников получается 29. Еще есть памятные дни, которые тоже связаны с какими-либо святыми и которых насчитывается сотни, т.е. практически каждый день. В свою очередь, основным 29 праздникам уделяется много внимания и проходят они с большой пышностью.

Еще раз хочу заострить внимание на количестве этих праздников и на их важности. Это на самом деле очень много и к каждому надо подходить очень тщательно и серьезно. И все было бы “хорошо”, если бы я узнал об этих праздниках, не изучая Библию. Тогда я подумал бы, что раз их так много, то одобрение Бога можно получить, лишь вникнув во всю эту систему и соблюдая эти праздники. Но после того, как я узнал о жизни Иисуса и о том, чем занимались первые христиане и как они себе представляли свое служение, то современный православный взгляд на это, мягко говоря, меня шокировал. Ведь в Библии я не то, чтобы способ отмечать эти праздники не нахожу, а не нахожу вообще само существования этого праздника или упоминания о нем. Вы только представьте себе, к примеру праздник “Покров Богородицы”, в основе которого лежит предание о явлении Божьей матери некому святому Андрею. Первые христиане были бы в шоке, узнав, что такой праздник будет в будущем считаться христианским. Они бы сильно удивились, узнав, что до существования Андрея и этого праздника “Покрова Богородицы”, христианство, оказывается, было не таким уж правильным христианством. Павел и Петр были бы в шоке, узнав, что, оказывается, в будущем, Богу будет угодно, чтобы люди праздновали праздник, посвященный только им – “День Петра и Павла”. А про праздник “Обрезание Господне” я вообще молчу. Для Иисуса, оказывается было очень важно, чтобы миллионы людей во всем мире праздновали то, как ему, извините, обрезали половой орган. Это ведь так неимоверно важно! А давайте теперь будем праздновать обрезание вообще всех апостолов, ну так, на всякий случай, авось пригодится… Абсурд конечно, других слов сложно найти.

И если подойти уж совсем прямо и сравнить христианство, описанное только в Библии с христианством, основанным на преданиях и трудах, так называемых святых отцов, с десятками наиважнейших праздников и традиций, то христиане первого века вообще покажутся недалекими еретиками неудачниками, находящимися далеко от истины на фоне современного христианства. У них не было ни двунадесятых праздников, ни недвунадесятых праздников, ни средних, ни еще каких-то, вообще никаких, кроме одного. Не было ни икон, ни святых, которых они почитали, ни разлагающихся останков святых, которых они почитали и прочей ерунды. И если я, обычный человек, приду в православную Церковь и скажу, что буду следовать только тому христианству, которое описано в Библии без десятков этих праздников и памятных дней, то меня признают еретиком и посчитают, что я глубоко заблуждаюсь. Вот как, оказывается, далеко от истины было христианство первого века. Бедные апостолы, они ведь были такими недалекими, по сравнению с теми христианами, которые соблюдают все эти современные праздники.


Действительно, а чем еще заниматься в Церкви? Проповедовать прихожанам как важно применять библейские принципы на работе в школе и семье? Ах какая глупость. Вот “обрезание”, это другое дело! Как можно не думать об обрезании? А может священникам надо учить людей читать Библию каждый день? Да зачем! А вот учить праздновать, как Богородица явилась Андрею это самое то, что надо. Или может священникам надо рассказывать на богослужениях как проповедовали первые христиане и чему мы можем у них научиться? Ну это ведь скучно! Важнее ведь праздновать память Иоанна Златоуста, Князя Владимира, Кирилла и Мефодия или Сергия Радонежского.

Таким образом получается, что в сознании прихожан взращивается образ христианства совсем не того, который был в первом веке. Для современных православных христиан служение Богу заключается в соблюдении традиций, которых не было в Библии, праздников, которых не было в Библии и почитания людей, которых в Библии не требовалось почитать. Само собой, на это уходит время, очень много времени. Его итак в наше время не много, а все то время, которое остается, тратится на прививание идеи, что эти праздники на самом деле нужны. Ум такого прихожанина полностью заполняется мыслями о тонкостях соблюдения праздников и обрядов, а не о том, как исследовать Библию и следовать именно ей. Такому прихожанину и в голову не придет подумать, что эти праздники вообще с христианством не связаны. Поэтому вера в Бога у таких людей уже не похожа на ту веру, которая был у первых христиан. А так как количество таких праздников очень большое и вроде бы почитаются святые или события, связанные иногда с теми, кто описан в Библии, то и выглядит это очень похоже на правду. Но количество еще не значит качество.

Честно говоря, я иногда поражаюсь, как много разных правил и традиций есть у некоторых религий, чтобы казаться максимально набожными. Иногда этих правил так много, что сложно представить, как это все надо соблюдать и где находить время для этого. И зачастую такое обилие предписаний может казаться показателем истинности этой религии. Мол, если правил так много, и надо то одного почитать, то другого, то поститься, то в храм ходить и еще десятки других предписаний выполнять, значит религия серьезная и заслуживает доверия. В итоге, такой прихожанин думает, что раз он с большим трудом выполняет все эти предписания и празднует все эти праздники, то ему на небе это, естественно, зачтется. И так было у древних религий, которые почитали сотни богов и совершали обряды сразу нескольким божествам, и тоже самое происходит сейчас, только вместо божеств сейчас у христианских религий святые, которых тоже надо почитать, молиться им, праздники в их честь праздновать и кланяться их мощам ну или разлагающимся частям их тел, тут для кого как удобно говорить.

Такое обилие праздников, призывов почитать десятки, якобы святых людей и выполнять массу предписаний, якобы самых правильных, но непонятно откуда взятых, создает в умах прихожанина не только образ самой правильной на свете религии, а что еще хуже, формирует у такого прихожанина мышление, что он итак делает для Бога все что можно и даже больше того. Он начнет думать, что много старается для Бога и даже в чем-то себе отказывает.  Его мышление начнет работать по принципу – много праздников и почитания святых, значит правильно, а если нет праздников, икон и святых, значит религия от Злого, ну или из Америки, что для некоторых почему-то одно и тоже. И, если такого человека, который сидит целыми вечерами и изучает житие всех святых и учения святых отцов, спросить о его вере, то он абсолютно искренне скажет, что его вера самая настоящая, потому что он много трудился и читал, чтобы жить в согласии с учениями его Церкви. В итоге, суть его веры поменяется, поменяется ее основание. Вера будет расти уже не на личных взаимоотношениях с Богом, любви и сострадании к людям, а на основе кучи правил, как правильно надо праздновать тот или иной праздник и какого святого надо почитать, а какого не надо. Такая вера будет превращаться в систему все более и более привязанную не к духу Библии, а к Букве или строгим и сложным правилам, которые создали люди. Для людей истина будет не в простых словах Иисуса, которым он учил людей и не в размышлении над его учениями и своей жизнью, а в куче безжизненных правил, как праздновать десятки праздников, как поклоняться иконам, молиться святым и совершать десятки непонятных обрядов. Эта тоже будет вера и убеждение, что человек правильно поклоняется Богу, только в отличии от истинной веры, это вера будет искусственная, искусственно созданная людьми, в искусственного Бога. Сложно представить, что такую веру хотел видеть в своих последователей Иисус.

Мы живем в мире, где люди превратились в нерелигиозных верующих. В верующих, которые сами себе создали свою религиозность, сами создали систему почитания святых, и сами решили, что их надо почитать, а праздники надо соблюдать, думая, что заслужат таким образом одобрение Бога. Современное христианство изменилось настолько, что первые христиане, следующие только тому, чему они следовали в первом веке, считались бы сейчас ложными христианами.

Я думаю, что тем, кто придумал сделать из обрезания Христа праздник, в самую последнюю очередь стоит доверять и принимать их слова всерьёз. Люди, которые серьезно решили, что такие праздники должны быть отличительной особенностью христианства и что это важно для Бога и Христа, уже неспособны трезво толковать Библию и помогать людям ее понять. Если эти люди уже возводят такие несуразицы в ранг святых праздников, то как им можно верить дальше? Заблудились не те, кто следуют Библии, а те, кто сделал из неё совсем другую книгу.

1 комментарий: