Опрос: большинство православных редко ходят в церкви

Большая часть православных россиян приходит в церковь поставить свечку.
Подпись к фото,

Большая часть православных россиян иногда приходит в церковь поставить свечку.

Согласно исследованию, проведенному социологами "Левада-центра", значительная часть россиян, называющих себя православными, не соблюдают соответствующих религиозных обрядов.

Социологи спрашивали, верующими какой религии себя считают респонденты, и впервые поинтересовались, с какой целью те, кто причисляет себя к православным, ходят в церковь.

"У нас было предположение, что преобладают те, кого православные священники выделяют в группу "захожан" – тех, кто приходят в церковь поставить свечку, но не участвуют в службе", - объяснила цель опроса заведующая отделом социально-политических исследований Наталья Зоркая.

По результатам исследования, большая часть – 33% - действительно заходят в церковь поставить свечку и помолиться. Причем, подчеркивает социолог, неясно, насколько часто они бывают в храме.

29% граждан бывают в церкви, "когда просто возникает желание зайти, побыть в церкви", такое же количество людей заявили о том, что бывали на крестинах, венчании или отпевании.

Только 11% участвовали в религиозной службе, а 7% приходили исповедоваться и причаститься.

8% и вовсе посещали храмы только с экскурсией.

Эксперты считают, что эти тенденции характерны не только для православных и не только в России: люди по-прежнему склонны причислять себя к конфессии, которая традиционна для их семьи, однако за высокими цифрами поддержки православия или мусульманства не стоит социальной практики, как например - регулярного посещения храмов и соблюдения обрядов.

Вера как замена этничности?

Опрос, в котором приняли участие 1600 россиян, был проведен в 130 населенных пунктах 45 регионов России.

Как поясняют социологи, сумма ответов превышает 100% не из-за статистической погрешности - респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов ответов.

Всего причисляют себя к православным 74% россиян. В 2009 году их было на 6% больше. Но Зоркая подчеркивает, что о сокращении православной паствы говорить нельзя: "Колебания 5-7% - это статистическая погрешность".

"Доля православных почти совпадает с долей русского населения. Православие работает как замена этнической идентификации", - делает вывод социолог.

Как показывают другие опросы центра, доля тех, кто регулярно соблюдает основные религиозные предписания и обряды, за 20 лет не изменилась и колеблется от 2 до 5% от числа православных. Это те, кого священники называют "воцерковленными".

Мировая тенденция

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Последний опрос "Левада-центра" зафиксировал долю мусульман в России - 7%. Представителями других религиозных конфессий себя назвали не более 1% респондентов.

Таким образом, по сравнению с 2009 годом, доля мусульман выросла на 3%. Но Наталья Зоркая утверждает, "что о внятной тенденции увеличения числа мусульман в России говорить нельзя". Это колебание - также результат статистической погрешности.

Социолог и профессор факультета глобальных процессов МГУ Андрей Коротаев рассказал Русской службе Би-би-си, что большинство тех, кто считает себя мусульманами, как и православные, редко совершают предписанные ритуалы.

"Моя коллега делала опрос в московских мечетях. Оказалось, что из огромного количества мусульман в Москве только около 1000 хотя бы в пятницу ходят в мечеть, и меньше тысячи на всю Москву совершают пять раз в день намаз", - рассказывает социолог.

Он считает, что в этих показателях проступает "устойчивая мировая тенденция" - идет "спад формальной религиозности".

"Я недавно вернулся из Каира: и там в положенное время молитвы молится меньшинство. Хотя намаз - это первейшая обязанность для мусульман. Люди не кривят душой, относя себя к определенной конфессии, но не соблюдают ритуалы в положенном объеме. То же самое на Западе, и Россия не исключение", - говорит социолог.